Противодействие коррупции

Коррупция – серьезная угроза безопасности страны. Она наносит обществу большой вред, посягает на основы государственной власти, снижает эффективность деятельности государственных органов и подрывает их авторитет, затрудняет экономическое развитие страны в целом. Разрушая демократические институты и ценности, понятия о справедливости и общественном долге, коррупция наносит ущерб устойчивому развитию государства и правопорядку. Коррупция деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц.
Будучи одним из опаснейших для граждан, общества и государства явлений, коррупция имеет глубокие исторические и психологические корни. К сожалению, в сознании многих людей она стала обычным явлением, с которым бесполезно бороться, а результативность каких-либо мер по противодействию коррупции зачастую оценивается гражданами крайне низко.
Причин возникновения коррупции много. В их числе – несовершенство законодательства, наличие большого количества подзаконных актов, сложных для понимания, низкая правовая культура граждан, а также их пассивность, обусловленная недоверием к системе противодействия коррупции, отсутствие мотивации к следованию закона.
Несомненно, построение демократического государства, основанного на принципе верховенства закона, в котором обеспечивается соблюдение фундаментальных прав и свобод личности, немыслимо без целенаправленных усилий по борьбе с коррупционными правонарушениями. Системная работа по противодействию коррупции в любых ее формах, равно как и совершенствование правовых механизмов – приоритетная задача органов власти всех уровней.
Основой этой деятельности является Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З (ред. от 06.01.2021) «О борьбе с коррупцией». В нем определены три основных направления: предупреждение коррупции, борьба с ней и минимизация или ликвидация последствий коррупционных правонарушений. На законодательном уровне определены роль и место органов власти, задействованных в борьбе с коррупцией.
Но реализуемые государством антикоррупционные меры могут быть успешны только при условии активной вовлеченности в этот процесс институтов гражданского общества и каждого гражданина в отдельности.
Каждый из нас может и обязан жить и работать, руководствуясь законом – и таким образом внести свой вклад в общее дело борьбы с коррупцией. Гражданину необходимо четко знать свои права, уметь защищать их, иметь твердую моральную позицию, не допускать использования коррупционных методов в частной, общественной и профессиональной жизни.
Первостепенную важность в противодействии коррупции имеет повышение правовой культуры и правосознания граждан – только при этом условии государственная антикоррупционная политика может быть успешной.
Государственная политика (антикоррупционная политика) представляет собой научно обоснованную, последовательную и системную деятельность институтов государства (его органов) и гражданского общества (общественные организации, СМИ и другие), связанную с профилактикой и сокращением негативного влияния коррупции, а также с устранением причин и условий, способствующих ее возникновению.
Коррупционные проявления могут иметь место в виде коррупционных преступлений, коррупционных правонарушений и правонарушений, создающих условия для коррупции. Перечень коррупционных преступлений определен в Приложении к постановлению Генеральной Прокуратуры Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, Следственного комитета Республики Беларусь от 27.12.2013 № 43/9/95/571/57/274. Наряду с этим Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З (ред. от 06.01.2021) «О борьбе с коррупцией» определяет перечень коррупционных правонарушений и правонарушений, создающих условия для коррупции.
Правонарушениями, создающими условия для коррупции, являются:
 вмешательство государственного должностного лица с использованием своих служебных полномочий в деятельность других государственных органов и иных организаций, если это не входит в круг его полномочий и не основано на законодательном акте;
 оказание государственным должностным лицом при подготовке и принятии решений неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий или оказание содействия в их предоставлении;
 использование государственным должностным или приравненным к нему лицом служебного положения при решении вопросов, затрагивающих его личные, групповые и иные внеслужебные интересы, если это не связано со служебной (трудовой) деятельностью;
 участие государственного должностного лица в качестве представителя третьих лиц в делах государственного органа, иной организации, служащим (работником) которого (которой) он является, либо подчиненного (подчиненной) и (или) подконтрольного (подконтрольной) ему (ей) государственного органа, иной организации;
 использование государственным должностным или приравненным к нему лицом во внеслужебных интересах информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, полученной при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей;
 отказ государственного должностного или приравненного к нему лица в предоставлении информации физическим или юридическим лицам, предоставление которой этим лицам предусмотрено актами законодательства, умышленное несвоевременное ее предоставление или предоставление неполной либо недостоверной информации;
 требование государственным должностным или приравненным к нему лицом от физических или юридических лиц информации, в том числе документов, предоставление которой не предусмотрено актами законодательства;
 нарушение государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах установленного законодательными актами порядка рассмотрения обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц и принятия решений по вопросам, входящим в его компетенцию;
 создание государственным должностным или приравненным к нему лицом препятствий физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;
 делегирование государственным должностным лицом полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности либо на контроль за ней лицу, осуществляющему такую деятельность, если это не предусмотрено законодательными актами;
 нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом установленного актами законодательства порядка проведения конкурсов, аукционов, процедур закупок;
 требование государственным должностным или приравненным к нему лицом предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, а равно нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом порядка ее предоставления, получения и использования, установленного актами законодательства.
Коррупционными правонарушениями являются:
 вымогательство государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;
 принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, кроме предусмотренной законодательством оплаты труда;
 предложение или предоставление государственному должностному или приравненному к нему лицу либо иностранному должностному лицу имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;
 действие или бездействие государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица при исполнении служебных (трудовых) обязанностей в целях незаконного извлечения выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц;
 незаконное использование или умышленное сокрытие имущества, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом от любой деятельности, указанной в абзацах втором, третьем и пятом части первой настоящей статьи;
 принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества (подарков), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получение другой выгоды для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей;
 осуществление государственным должностным или приравненным к нему лицом поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его служебной (трудовой) деятельности, за исключением следующих поездок: служебных командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров;
 передача государственным должностным лицом физическим лицам, а также негосударственным организациям бюджетных средств или иного имущества, находящегося в государственной собственности либо в собственности организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, если это не предусмотрено законодательными актами;
 использование государственным должностным лицом в личных и иных внеслужебных интересах предоставленного ему для выполнения государственных функций имущества, находящегося в государственной собственности, если это не предусмотрено актами законодательства;
 использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, займа, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества;
 мелкое хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями.

План мероприятий по противодействию коррупции на 2022 год.

МероприятиеСрок исполненияИсполнители
1.Заседание комиссии по противодействию коррупции с повесткой:
1. «О работе комиссии по предупреждению коррупционных проявлений среди работников учреждения по итогам 2021 года».
Январь 2022 г.Скаскевич Н.П., члены комиссии
2.Участие в заседании комиссии по противодействию коррупции ГУЗО с рассмотрением вопросов:
1. «О результатах рассмотрения представления Барановичской межрайонной прокуратуры об устранении нарушений законодательства о борьбе с коррупцией и о закупках товаров (работ, услуг) в деятельности УЗ «Барановичская центральная поликлиника» и УЗ «Барановичская городская больница», причин и условий, им способствующим»;
2. «О результатах рассмотрения представления прокуратуры Лунинецкого района об устранении нарушений требований законодательства о государственных закупках товаров (работ, услуг), законодательства о закупках товаров (работ, услуг) причин и условий им способствующих»;
3. О реализации плана мероприятий по устранению необоснованного и недобросовестного посредничества при закупках товаров (работ, услуг) и реализации продукции, утвержденного 6 марта 2021 г. №32/221 -80/63;
4. Анализ работы комиссии главного управления по здравоохранению по противодействию коррупции, выполнения принятых ею решений, а также работы подчиненных организаций в области противодействия коррупции за 2021 год.
Январь 2022 г.Скаскевич Н.П., члены комиссии
3.Размещение, в соответствии со ст. 6 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2011 г. N1732 «Об утверждении типового положения о комиссии по противодействию коррупции плана работы комиссии», информации о работе комиссии по противодействию коррупции на сайте учреждения До 29.01.2022 г.Максимук И.С.
4.Доведение до заведующих структурными подразделениями и ответственных исполнителей Плана мероприятий по профилактике коррупционных правонарушений в УЗ «Брестский областной психоневрологический диспансер» на 2022 год.До 14.02.2022 г.Клышко Э.С.
5.Рассмотрение на производственном совещании среди сотрудников учреждения информации ИАЦ УВД Брестского облисполкома, Прокуратуры Брестской области о коррупционных правонарушениях в системе государственного здравоохранения Брестской области.По мере предоставления информацииСкаскевич Н.П.
6.Рассмотрение информации (актов реагирования) правоохранительных органов о нарушениях законодательства о борьбе с коррупцией сотрудниками подчиненных главному управлению по здравоохранению организацийПо мере предоставления информацииСкаскевич Н.П.
7.Заседание комиссии по противодействию коррупции с рассмотрением вопросов государственных закупок, обращений граждан (в т.ч. связанных с коррупционными проявлениями), административно-хозяйственной деятельности, вопросов касающихся профилактики коррупционных правонарушений, и правонарушений, создающих условия для коррупции, и других вопросов по соблюдению антикоррупционного законодательства по итогам 1 квартала 2022 г.Апрель 2022 г.Скаскевич Н.П., члены комиссии
8.Участие в запланированном комиссией по противодействию коррупции ГУЗО семинаре на тему: «Работа бухгалтерско- экономической службы по недопущению нарушений в вопросах учета и распоряжения имуществом».Июнь 2022 г.Скаскевич Н.П., члены комиссии
9.Участие в запланированном комиссией по противодействию коррупции ГУЗО семинаре по государственным закупкам товаров (работ, услуг).1 полугодие 2022 гСкаскевич Н.П., члены комиссии
10.Проведение производственного совещания с сотрудниками учреждения по вопросам соблюдения антикоррупционного законодательства с приглашением представителей органов прокуратуры.1 полугодие 2022 гСкаскевич Н.П., члены комиссии
11.Заседание комиссии по противодействию коррупции с рассмотрением вопросов государственных закупок, обращений граждан (в т.ч. связанных с коррупционными проявлениями), административно-хозяйственной деятельности, вопросов касающихся профилактики коррупционных правонарушений, и правонарушений, создающих условия для коррупции, и других вопросов по соблюдению антикоррупционного законодательства по 2-х кварталов 2022 года.Июль 2022 г.Скаскевич Н.П., члены комиссии
12.Заседание комиссии по противодействию коррупции с рассмотрением вопросов государственных закупок, обращений граждан (в т.ч. связанных с коррупционными проявлениями), административно-хозяйственной деятельности, вопросов касающихся профилактики коррупционных правонарушений, и правонарушений, создающих условия для коррупции, и других вопросов по соблюдению антикоррупционного законодательства по 3-х кварталов 2022 года.Октябрь 2022 г.Скаскевич Н.П., члены комиссии
13.Участие в запланированном комиссией по противодействию коррупции ГУЗО семинаре на тему: «О коррупционных рисках при оформлению приема на работу».2 полугодие 2022 гСкаскевич Н.П., члены комиссии
14.Участие в запланированном комиссией по противодействию коррупции ГУЗО семинаре на тему: «Актуализация карты коррупционных рисков при проведении медицинской экспертизы».2 полугодие 2022 гСкаскевич Н.П., члены комиссии
15.Актуализация карты коррупционных рисков при проведении медицинской экспертизы в учреждении.2 полугодие 2022 гКлышко Э.С., Никончук К.В.
16.Участие в заседании комиссии по противодействию коррупции ГУЗО с рассмотрением вопросов:
1. О работе в области противодействия коррупции в УЗ «Лунинецкая центральная районная больница», УЗ «Барановичская центральная поликлиника», УЗ «Барановичская городская больница»;
2. 2. Анализ обращений граждан, поступивших в главное управление по здравоохранению в 2021 году, на предмет наличия в них информации о коррупционных проявлениях;
3. О реализации плана мероприятий по устранению необоснованного и недобросовестного посредничества при закупках товаров (работ, услуг) и реализации продукции, утвержденного 6 марта 2021 г. №32/221-80/63;
4. Утверждение плана работы комиссии на 2023 год.
2 полугодие 2022 гСкаскевич Н.П., члены комиссии
17.Актуализация карт коррупционных рисков на основании изменений законодательства и поступающей информации из вышестоящих органов, ОВД, прокуратуры.По мере поступления информацииСкаскевич Н.П., члены комиссии