Противодействие коррупции

Коррупция – серьезная угроза безопасности страны. Она наносит обществу большой вред, посягает на основы государственной власти, снижает эффективность деятельности государственных органов и подрывает их авторитет, затрудняет экономическое развитие страны в целом. Разрушая демократические институты и ценности, понятия о справедливости и общественном долге, коррупция наносит ущерб устойчивому развитию государства и правопорядку. Коррупция деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц.
Будучи одним из опаснейших для граждан, общества и государства явлений, коррупция имеет глубокие исторические и психологические корни. К сожалению, в сознании многих людей она стала обычным явлением, с которым бесполезно бороться, а результативность каких-либо мер по противодействию коррупции зачастую оценивается гражданами крайне низко.
Причин возникновения коррупции много. В их числе – несовершенство законодательства, наличие большого количества подзаконных актов, сложных для понимания, низкая правовая культура граждан, а также их пассивность, обусловленная недоверием к системе противодействия коррупции, отсутствие мотивации к следованию закона.
Несомненно, построение демократического государства, основанного на принципе верховенства закона, в котором обеспечивается соблюдение фундаментальных прав и свобод личности, немыслимо без целенаправленных усилий по борьбе с коррупционными правонарушениями. Системная работа по противодействию коррупции в любых ее формах, равно как и совершенствование правовых механизмов – приоритетная задача органов власти всех уровней.
Основой этой деятельности является Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З (ред. от 06.01.2021) «О борьбе с коррупцией». В нем определены три основных направления: предупреждение коррупции, борьба с ней и минимизация или ликвидация последствий коррупционных правонарушений. На законодательном уровне определены роль и место органов власти, задействованных в борьбе с коррупцией.
Но реализуемые государством антикоррупционные меры могут быть успешны только при условии активной вовлеченности в этот процесс институтов гражданского общества и каждого гражданина в отдельности.
Каждый из нас может и обязан жить и работать, руководствуясь законом – и таким образом внести свой вклад в общее дело борьбы с коррупцией. Гражданину необходимо четко знать свои права, уметь защищать их, иметь твердую моральную позицию, не допускать использования коррупционных методов в частной, общественной и профессиональной жизни.
Первостепенную важность в противодействии коррупции имеет повышение правовой культуры и правосознания граждан – только при этом условии государственная антикоррупционная политика может быть успешной.
Государственная политика (антикоррупционная политика) представляет собой научно обоснованную, последовательную и системную деятельность институтов государства (его органов) и гражданского общества (общественные организации, СМИ и другие), связанную с профилактикой и сокращением негативного влияния коррупции, а также с устранением причин и условий, способствующих ее возникновению.
Коррупционные проявления могут иметь место в виде коррупционных преступлений, коррупционных правонарушений и правонарушений, создающих условия для коррупции. Перечень коррупционных преступлений определен в Приложении к постановлению Генеральной Прокуратуры Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, Следственного комитета Республики Беларусь от 27.12.2013 № 43/9/95/571/57/274. Наряду с этим Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З (ред. от 06.01.2021) «О борьбе с коррупцией» определяет перечень коррупционных правонарушений и правонарушений, создающих условия для коррупции.
Правонарушениями, создающими условия для коррупции, являются:
 вмешательство государственного должностного лица с использованием своих служебных полномочий в деятельность других государственных органов и иных организаций, если это не входит в круг его полномочий и не основано на законодательном акте;
 оказание государственным должностным лицом при подготовке и принятии решений неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий или оказание содействия в их предоставлении;
 использование государственным должностным или приравненным к нему лицом служебного положения при решении вопросов, затрагивающих его личные, групповые и иные внеслужебные интересы, если это не связано со служебной (трудовой) деятельностью;
 участие государственного должностного лица в качестве представителя третьих лиц в делах государственного органа, иной организации, служащим (работником) которого (которой) он является, либо подчиненного (подчиненной) и (или) подконтрольного (подконтрольной) ему (ей) государственного органа, иной организации;
 использование государственным должностным или приравненным к нему лицом во внеслужебных интересах информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, полученной при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей;
 отказ государственного должностного или приравненного к нему лица в предоставлении информации физическим или юридическим лицам, предоставление которой этим лицам предусмотрено актами законодательства, умышленное несвоевременное ее предоставление или предоставление неполной либо недостоверной информации;
 требование государственным должностным или приравненным к нему лицом от физических или юридических лиц информации, в том числе документов, предоставление которой не предусмотрено актами законодательства;
 нарушение государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах установленного законодательными актами порядка рассмотрения обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц и принятия решений по вопросам, входящим в его компетенцию;
 создание государственным должностным или приравненным к нему лицом препятствий физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;
 делегирование государственным должностным лицом полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности либо на контроль за ней лицу, осуществляющему такую деятельность, если это не предусмотрено законодательными актами;
 нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом установленного актами законодательства порядка проведения конкурсов, аукционов, процедур закупок;
 требование государственным должностным или приравненным к нему лицом предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, а равно нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом порядка ее предоставления, получения и использования, установленного актами законодательства.
Коррупционными правонарушениями являются:
 вымогательство государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;
 принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, кроме предусмотренной законодательством оплаты труда;
 предложение или предоставление государственному должностному или приравненному к нему лицу либо иностранному должностному лицу имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;
 действие или бездействие государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица при исполнении служебных (трудовых) обязанностей в целях незаконного извлечения выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц;
 незаконное использование или умышленное сокрытие имущества, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом от любой деятельности, указанной в абзацах втором, третьем и пятом части первой настоящей статьи;
 принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества (подарков), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получение другой выгоды для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей;
 осуществление государственным должностным или приравненным к нему лицом поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его служебной (трудовой) деятельности, за исключением следующих поездок: служебных командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров;
 передача государственным должностным лицом физическим лицам, а также негосударственным организациям бюджетных средств или иного имущества, находящегося в государственной собственности либо в собственности организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, если это не предусмотрено законодательными актами;
 использование государственным должностным лицом в личных и иных внеслужебных интересах предоставленного ему для выполнения государственных функций имущества, находящегося в государственной собственности, если это не предусмотрено актами законодательства;
 использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, займа, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества;
 мелкое хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями.

План мероприятий по противодействию коррупции на 2025 год.

МероприятиеСрок исполненияИсполнители
1.1.1. Утверждение Плана мероприятий по профилактике коррупционных правонарушений в УЗ «Брестский областной психоневрологический диспансер» на 2025 год;
1.2. Утверждение Плана работы комиссии по противодействию коррупции учреждении здравоохранения «Брестский областной психоневрологический диспансер» на 2025 год.
Январь 2025 г.Председатель и члены комиссии по противодействию коррупции
2.Размещение, в соответствии с п. 6 Типового положения о комиссии по противодействию коррупции утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2011 г. N1732 «Об утверждении типового положения о комиссии по противодействию коррупции плана работы комиссии», Плана работы комиссии по противодействию коррупции на календарный год на сайте учреждения.не позднее 15 дней со дня его утвержденияЗаместитель председателя комиссии по противодействию коррупции
3.Доведение до заведующих структурными подразделениями и ответственных исполнителей Плана мероприятий по профилактике коррупционных правонарушений в УЗ «Брестский областной психоневрологический диспансер» на 2025 год.Февраль 2025 г.Заместитель председателя комиссии по противодействию коррупции
4.Заседание комиссии по противодействию коррупции с рассмотрением вопросов государственных закупок, обращений граждан (в т.ч. связанных с коррупционными проявлениями), административно-хозяйственной деятельности, вопросов касающихся профилактики коррупционных правонарушений, и правонарушений, создающих условия для коррупции, и других вопросов по соблюдению антикоррупционного законодательства по итогам 1 квартала 2025 г.Апрель 2025 г.Председатель и члены комиссии по противодействию коррупции в учреждении
5.Заседание комиссии по противодействию коррупции с рассмотрением вопросов государственных закупок, обращений граждан (в т.ч. связанных с коррупционными проявлениями), административно-хозяйственной деятельности, вопросов касающихся профилактики коррупционных правонарушений, и правонарушений, создающих условия для коррупции, и других вопросов по соблюдению антикоррупционного законодательства по 2-х кварталов 2025 года.Июль 2025 г.Председатель и члены комиссии по противодействию коррупции в учреждении
6.Заседание комиссии по противодействию коррупции с рассмотрением вопросов государственных закупок, обращений граждан (в т.ч. связанных с коррупционными проявлениями), административно-хозяйственной деятельности, вопросов касающихся профилактики коррупционных правонарушений, и правонарушений, создающих условия для коррупции, и других вопросов по соблюдению антикоррупционного законодательства по 3-х кварталов 2025 года.Октябрь 2025 г.Председатель и члены комиссии по противодействию коррупции в учреждении
7.Взаимодействие с территориальными органами прокуратуры по вопросам профилактики коррупционных правонарушений путем приглашения на производственные совещания учреждения представителей прокуратуры, а также участия указанных органов, по мере их возможности, в работе комиссий по противодействию коррупции.2 полугодие 2025 г.Председатель и члены комиссии по противодействию коррупции в учреждении
8.Участие в заседаниях комиссии по противодействию коррупции главного управления по здравоохранению.2025 г.Председатель и члены комиссии по противодействию коррупции в учреждении
9.Рассмотрение правонарушений, нарушений трудовой и исполнительской дисциплины сотрудниками учреждения и иной поступающей информации в отношении сотрудников учреждения с точки зрения возможного коррупционного составляющего, и при необходимости рассмотрение вопроса на внеплановом заседании комиссии по противодействию коррупции в учреждении. При выявлении фактов, указывающих на совершение коррупционных правонарушений, незамедлительно принимать профилактические меры, направленные на их пресечение и недопущение впредь.В течение 5 дней с момента поступления информацииПредседатель и члены комиссии по противодействию коррупции в учреждении
10.Рассмотрение на плановых заседаниях комиссии по противодействию коррупции в учреждении следующих вопросов:
10.1. соблюдения трудовой и исполнительской дисциплины, мониторингов отработки рабочего времени сотрудниками, в том числе в выходные и праздничные дни, с акцентом на работу внешних и внутренних совместителей;
10.2. реализации плана мероприятий по устранению необоснованного и недобросовестного посредничества при закупках товаров (работ, услуг) и реализации продукции, утвержденного 06.03.2021 №32/221-80/63 (в соответствии с пунктом 1.2 Протокола № 3 от 06.12.2022 внепланового заседания комиссии по противодействию коррупции главного управления по здравоохранению);
10.3. анализа обращений граждан на предмет наличия в них информации о фактах коррупции и анализа результатов анонимного анкетирования удовлетворенности сотрудников по вопросам морально-психологического климата в учреждении, справедливости стимулирования;
10.4. о контроле финансово-хозяйственной деятельности организации;
10.5. проводимые мероприятия по профилактике в учреждении коррупционных правонарушений и анализ общественного мнения о состоянии противодействия коррупции.
ЕжеквартальноПредседатель и члены комиссии по противодействию коррупции в учреждении
11.Рассмотрение на производственных совещаниях с сотрудниками учреждения информации ИАЦ УВД Брестского облисполкома, Прокуратуры Брестской области, актов реагирования правоохранительных органов о коррупционных правонарушениях в системе здравоохранения Брестской области.По мере предоставления информацииПредседатель комиссии по противодействию коррупции
12.Актуализация карт коррупционных рисков на основании изменений законодательства и поступающей информации из вышестоящих органов, ОВД, прокуратуры и др.По мере поступления информацииПредседатель и члены комиссии по противодействию коррупции в учреждении
13.Предоставление информации о:
1.1. выполнении Плана мероприятий по противодействию коррупции в системе главного управления по здравоохранению на 2024-2025 годы, утвержденного протоколом заседания комиссии по противодействию коррупции главного управления по здравоохранению от 19.07.2024 № 2;
1.2. о проводимой работе по противодействию коррупции в учреждении (во исполнение п. 5.2. Протокола № 1 заседания комиссии по противодействию коррупции главного управления по здравоохранению от 25.02.2021).
До 10 июля 2025 и до 10 января 2026 годаЗаместитель председателя комиссии по противодействию коррупции